Тартария.Ру

Человек, общество, история, современность, сказки, дети, любовь

“Журналист”. Сбудется в Миассе?

Оставьте комментарий

Какое будущее программирует для Миасса знаменитый фильм Сергея Герасимова?

Сейчас уже никого не удивишь понятием “информационный вирус”, “информационная война”, нейро-лингвистическое программирование… Да, мы понимаем, что слово или образ способны повлиять на наше сознание. Программируют лозунг, песня, анекдот. Не всегда на плохое (“Не обманешь – не продашь!”), часто — и на хорошее (“Вставай, страна огромная…”, “Правду говорить легко и приятно…”, “Сам погибай, а товарища выручай!”).

Все эти разнородные программы сливаются в некое информационное поле, которое уже определяет лицо, характер и судьбу народа.

Не случайно самые удачные фильмы Голливуда и нашего кинематографа –если присмотреться повнимательнее — выражают древние сказочные архетипы. Чудовище должно преобразиться в человека, дурак – стать царём, гонимая падчерица – обрести семью и счастье. Жадность и высокомерие сами себя накажут и посрамят – фильм с иной концовкой почти не имеет шансов на успех.

Информационное поле имеется не только у страны, но и у каждого города. Любой город имеет своё лицо и свой характер, и талантливый художник считывает это из пространства («мысли в воздухе носятся») и воплощает в своём творчестве. Но при этом его произведения становятся в чём-то пророческими. Как гласит пословица: «Посеешь характер – пожнёшь судьбу». Вот судьбу-то (один из возможных вариантов) и предсказывают творения художников. При этом что-то усиливают, что-то исправляют, – в общем, меняют программу.

Одним из наиболее известных произведений, отразивших характер и жизнь Миасса, является фильм мэтра отечественного кинематографа и практически земляка Сергея Герасимова «Журналист», снятый в 1967 году – ровно полвека назад. Очень рекомендую его пересмотреть не только из соображений ностальгии по романтическому прошлому, но и чтобы, взглянув из исторической перспективы, лучше понять – кто же мы? откуда и куда идём?

А чтобы немного добавить интриги и показать, как неожиданно реализуются программы и образы, заложенные в информационном поле, подкину несколько кадров.

Один из персонажей фильма – Александр ВАСИЛЬЕВИЧ Реутов, редактор газеты «Горноуральский рабочий». Сравните с фото главы администрации Миасса Геннадия ВАСЬКОВА. Реутов, как и положено редактору советской газеты, занимается в том числе жалобами населения. Чем, в общем-то всегда занимался и Васьков, возглавлявший долгое время управление по социальной защите.

clip_image002clip_image004

По сюжету фильма преуспевающий молодой московский журналист Юрий Алябьев (его играет Юрий ВАСИЛЬЕВ – как-то густовато Васильевичей, не находите?) едет в небольшой промышленный городок Горноуральск с тем, чтобы разобраться в письменных жалобах, поступающих в редакцию. С Реутовым у него складываются вначале дружеские отношения, которые затем превращаются в непонимание и конфликт, но в итоге разрешаются благополучно. А теперь сравните кадр из фильма и фото Станислава Третьякова, бывшего сити-менеджера и начальника Васькова, а теперь владельца новостного сайта newsmiass.ru («журналист»), которого кто-то постоянно пытается столкнуть с нынешним главой города. Не скажу, что одно лицо, но найдите, попробуйте, в городе человека, который похож на Алябьева больше.

clip_image006 clip_image008

Так-так-так. А не поискать ли нам среди ныне действующих в городском спектакле лиц, соответствующих главной злодейке фильма – жалобщице и клеветнице Варваре ВАСИЛЬЕВНЕ (да что же это такое?) Аникиной. Тем более, что Третьяков потерял свой пост в результате информационной компании, Васьков жалуется, что против него ведут информационную войну. А недавно действующие лица миасского театра комедии и драмы начали задумываться, что может, это их сталкивает лбами кто-то третий. Кто? Я нашел такое фото.

clip_image010 clip_image012

Это Владимир Мурашкин, предприниматель, которого многие подозревают в связях с криминалитетом и чрезмерном влиянии на городскую администрацию. Конечно, значение имеет не он сам как человек, а силы, которые он олицетворяет и представляет. Вообще, по фильму началом информационной войны, развязанной Аникиной, был конфликт из-за земельного участка, который она пыталась представить борьбой за справедливость. Вот скажите, что Герасимов не гений и не считал будущее из информационного поля! Разве не из-за земельных участков последние годы в городе шла самая настоящая война, которая брызгами достала даже до Татарстана и Москвы.

Но если Герасимов такой гений, то ведь он мог разглядеть и выход из действительно критической для города ситуации — латентной гражданской войны местных элит. Этот выход в фильме воплощает Шура Окаёмова, формовщица на заводе, сирота, девушка, пользующаяся авторитетом у более старших подруг, стремящаяся к образованию, чьей жизненной энергии хватает ещё и на художественную самодеятельность, где в песне и пляске ей нет равных – так, что её в сознании московского журналиста не могут затмить появляющиеся во второй серии Мирей Матье и Анни Жирардо.

clip_image014 clip_image016

Кто? Кто эта прекрасная фея, чья любовь преобразит, как Реутова и Алябьева в фильме, нашу оцифрованную временем и долларом городскую верхушку и оставит не у дел разжигателей информационных войн? Не найдёте вы аналогов этой героине среди персоналий администрации или бизнеса. И одновременно в каждом женском лице вы найдёте эти такие узнаваемые русские черты. Потому что Шура Окаёмова – это образ народа. Окоём – это горизонт, всё, до чего дотягивается взгляд — родина.

Да, вот так возвышенно – народ, любовь, родина. Но другого выхода из создавшейся ситуации нет. Все наши проблемы – от недостатка любви. К себе, к своему народу, к своей родине. Народ – это не сборище людей. Народ — это люди, в которых проснулось чувство родины, чувство любви. Такой человек может быть даже один среди населения огромного города, но город этот стоять будет. Плохо, когда в городе не останется ни одного такого человека. Тогда можно сносить парки и застраивать место заправками и торговыми центрами. Потому, что никто не возразит, для всех это нормально. Тогда можно назначать любую цену за ЖКХ – и опять все проглотят, ведь даже себя не любят, не то, что земляка, соседа, свой город. Тогда каждую неделю полиция будет вылавливать в реке трупы, а МЧС выламывать двери в квартиры умерших в одиночестве старушек. Эти ведь старушки чьи-то матери, бабушки, тёти, коллеги, соседи. Почему никого не оказалось рядом в их смертный час, а беспокойство вызвал только запах разложения? Разложения чего – наших душ?

И все-таки я верю, что Шура Окаёмова живёт в городе. Живёт в каждом из нас. Не мог Герасимов ошибиться. Он же наш, миасский. Русский. Советский. Надо найти в себе душевные силы, чтобы вернуться к себе настоящим, таким, какими мы были в трудные годы нашей истории, к таким, какими мы можем быть. И тогда у нашего города будет то будущее, которое предрекает фильм. То будущее, которого Миасс достоин. Каково это будущее?

Шура Окаёмова – сирота. Что такое народ-сирота? Это народ без царя-батюшки – и без царя в голове, и без нормального руководства в реальности. Вот почему в фильме такое засилье Васильевичей и Васильевых, которое в жизни отражено Васьковым. Василий – от греческого «василевс», «царь». И это подтверждается сюжетом фильма. Алябьев дискутирует с американским журналистом Сидом Бартоном о том, что журналистика – это вид власти. Затем сам Алябьев бросает Реутову упрёк, что тот «не последнее лицо в этом городе», но не использовал своё влияние, чтобы защитить Шуру. Клеветница Аникина тоже ведь пытается управлять и навязать свою волю целому городу. Власти хочет.

Но народ в реальности, как и Шуру в фильме, такая власть не устраивает. Шура не признает силы Аникиной («от слабости она пишет»), в своё время она отвергает ухаживания Реутова, а затем и домогательство Алябьева, отвергает потуги ханжеского общества навязать ей свой устав, чем ставит героев фильма перед нравственным выбором – какими быть? Переосмысление своей жизни меняет Алябьева, и в концовке фильма Шура принимает его, Алябьев мирится с Реутовым.

clip_image018

Что это значит в жизни? Народ Миасса примет москвича или Третьякова? Неважно, кто это будет персонально. Может, и Васьков. Может, и Иванов-Петров-Сидоров. Важно, что народ обретёт царя в голове. Станет, наконец, народом, а не толпой или электоратом. И как отражение этого (каждый народ достоин своего правительства) появится выразитель народных дум и чаяний. Не личных или корпоративных эгоистических интересов, а народных дум о судьбе своей родины и чаяний счастья для неё. Это будет тот, кто достоин Шуры Окаёмовой. Москвич (условно), больше того – международник, человек с масштабным мышлением, поднявшийся над местечковыми обидами и разборками. Человек, для которого Миасс (Горноуральск по фильму) значительнее, чем Женева и Париж. За ним народ пойдёт. Это направление и отражает в фильме преобразившийся журналист Алябьев.

Пройдёмся по другим персонажам.

Редактор «Горноуральского рабочего» Реутов. Реут – самый большой колокол. Задача Реутова (и его аналога Васькова, вообще, творческой интеллигенции города) стать из пустозвона настоящим колоколом, набатом в годину бедствий, малиновым звоном в разгар праздника.

Клеветница Аникина – теневая власть – обречена, как и Аника-воин русского фольклора. Она этого не поймёт и не признает, но её влияние обречено стремиться к нулю.

Шура Окаёмова, видимо, в будущем Алябьева, будет счастлива. Нравственная сила, идущая от земли (окоём-горизонт, горизонтальность), помогает ей обрести дополнительное измерение души – вертикаль, стремление вверх. Фамилия «Алябьев» традиционно возводится к Али» — высокий (тюрк.) + бей – феодальный титул. И, наконец, самая известная ассоциация с фамилией Алябьев – «Соловей», название романса композитора А.А.Алябьева. Отсылка к классике вполне правомерна, поскольку Шура на репетиции в первой серии исполняет ариозо Кумы из оперы П.И.Чайковского «Чародейка»: «Где же ты, мой желанный, поскорей приходи…» И в конце фильма журналист Алябьев «дорастает» до своей «высокой» фамилии. И, как и положено по древнему сказочному архетипу, все завершается свадьбой.

clip_image020

Знал ли Сергей Герасимов о тех смыслах, которые мы сейчас вычитываем из его фильма? Конечно же, нет! Просто он, как гениальный художник, делал фильм про людей и для людей, изобразил то, что видел, настолько верно, что через показанные в фильме характеры видно судьбу, видно будущее.

Пусть оно сбудется!

Реклама

Автор: skazmir

Физик, бард, сказочник, журналист

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s