Тартария.Ру

Человек, общество, история, современность, сказки, дети, любовь

Подлинная история города Ямогорска, или Мусор над головой

Оставьте комментарий

Это довольно старый рассказ, опубликовать который меня подвигли страсти вокруг строительства мусоросжигательного завода в Казани (см. https://www.business-gazeta.ru/article/343079), и в том числе такой комментарий:
”Не менее 16 человек стали жертвами обрушения горы мусора на свалке столицы Шри-Ланки Коломбо. В списке погибших числятся четыре ребенка, сообщают индийские СМИ.
В пятницу, 14 апреля, гора мусора высотой более 90 метров рухнула после дождей и пожара. Она разрушила около 40 домов. На месте ЧП продолжаются поисково-спасательные работы,поскольку люди до сих пор могут находиться под завалами»
(ссылка на оригинал новости — http://www.vesti.ru/doc.html?id=2878031)
Событие печальное, особенно в преддверии праздника Пасхи, но я публикую рассказ по форме юмористический, хотя если вдуматься – то печального в нем не меньше. Если вдуматься…

Сразу хочу оговориться, что взяться за перо меня побудило отнюдь не стремление к славе, но только лишь желание восстановить истину, к чему меня обязывает положение очевидца и, в известной степени, участника описываемых событий. Общество сегодня переполнено слухами, по большей части рожденными средствами массовой дезинформации в поисках сиюминутных сенсаций. Опровергать их поодиночке дело настолько утомительное и, видимо, уже бесперспективное, что, кажется, легче просто рассказать, как события развивались с самого начала.

Прежде всего, о самой Мусорной горе и её локализации.

Разумеется, не может быть и речи о нахождении её (я цитирую «Провинциальный пионер») «при слиянии рек Волги и Дона». Ну, не впадает Дон в Волгу, это разные реки и даже относятся к разным бассейнам. Тем более смешно помещение Мусорной горы («Нелепицы и небылицы» от 19 октября) на Тибет, где её будто бы местные жители принимали за священную гору Кайлас. Ничего подобного. Мусорная гора расположена возле поселка Терпищева на берегу небольшой речушки Колотуньки, что протекает в …ской области. Правда, что первым Мусорную гору обнаружил американский разведывательный спутник, и что Белый дом выражал недовольство, предполагая, что мы под горой маскируем стартовые позиции неучтённых баллистических ракет. Под видом комиссии, якобы для занесения Мусорной горы в книгу рекордов Гиннеса, разведгруппа ЦРУ проникла на свалку. Однако комиссия-разведгруппа, уже зафиксировав рекорд и не обнаружив радиационного фона, буквально провалилась в какую-то вонючую расщелину. Спасательные мероприятия (а уже на этом этапе мне, как руководителю спасательного отряда, довелось принимать участие в событиях) были безрезультатны.

После произошедшего доступ местным жителям к Мусорной горе был строго запрещен, я выступил по местному телеканалу «МусТВ» с призывом соблюдать осторожность, но мальчишки… В августе прошлого года Антон Беспокойный и Ашот Хаосян (12 и 13 лет), прогуляв урок истории в родной школе № 162 пос. Терпищева, отправились на гору, не подозревая, что скоро сами войдут в историю. Полюбовавшись с высоты орлиного  полета (хотя орлы по свалкам не летают) на свой поселок, они принялись скатывать с горы камазовские покрышки. А когда покрышки закончились — раскачиваться на тонком подобии турника. В этот момент из помятого бидона раздался резкий стук и недовольный голос:

— Оставьте в покое антенну!

Мальчишки бросились врассыпную, предполагая что угодно, даже джинна в бидоне. Впрочем, вскоре они разобрались, что звук идет не из бидона, а откуда-то ниже. Через полчаса на месте были уже представители местной власти, управления по чрезвычайным ситуациям, пресса и половина населения поселка Терпищева. Так был обнаружен город Ямогорск, исчезнуший, как считалось ранее, во времена экономических реформ с лица планеты.


История цивилизации так или иначе связана с мусором. Историки и археологи, пытаясь узнать о жизни древних людей, копаются в том, что было ими выброшено, оставлено за ненадобностью, забыто впопыхах, брошено на поле боя. В античных городах с мусором поступали просто — выбрасывали на мостовую, где он спокойно накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н.э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям. В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами.


Нашему спасательному отряду достаточно быстро удалось установить акустическую связь с обитателями затерянного города через откопанную вентиляционную шахту здания.

— Сколько вас там?

— Сотни полторы. Несколько девятиэтажек, между которыми можно перемещаться по пустотам свалки.

— Как же вам удалось выжить? Чем вы питались все это время?

— Тут склад гражданской обороны. Противогазы, консервы.

— Уцелел ли кто-нибудь в других микрорайонах города?

— Мы не знаем.

— Что вам нужно, чтобы продержаться, пока мы вас вытащим?

— Бросьте шланг с чистой водой. И жратвы какой, чтоб не в банках.

— Протянем трубу, будем спускать сосиски. Подойдет?

История погребения Ямогорска сильно искажена свободной от совести прессой, поэтому я приведу основные факты, избавив их от излишней сенсационности и дополнив малоизвестными показаниями некоторых очевидцев.


Город Ямогорск по праву считался одним из самых чистых не только в стране, но и в мире. Поскольку крупных предприятий в нем не было, а рабочие руки имелись, то количество дворников на тысячу человек населения достигало семидесяти и сравнимо было только с количеством милиционеров на ту же тысячу. Все изменилось, когда главой администрации города был назначен местный выходец из Института Австралии и Океании Бредислав Обанасьев.

Пройдясь по улицам родного города и обнаружив здоровенных детин, позевывающих в подворотнях да изредка гоняющихся с метлами за случайно занесенным фантиком или листочком, Бредислав решил, как он выразился в своей программной речи, «поменять сами основы нашей экономической жизни». Дворники, даже не подозревавшие, что они живут экономической жизнью, только почесались и разошлись по рабочим местам, но уже назавтра узнали, что метлы, заготовленные в ближайшем орешнике, являются нелицензионными, а продукцию местного метельного завода, принадлежавшего дяде нового мера, следует брать в лизинг. Причем условия лизинга были простыми и понятными: метла стоит рубль в рассрочку на 50 лет, но сумма недовыплат удваивается каждый день в шесть раз с процентами по страхованию кредита, указанными в закрытом приложении, а за попытку вычислить сумму платежа самостоятельно полагается штраф в тысячу долларов.


С течением времени мусор начинает играть все более заметную роль в жизни общества. Появились профессии дворников и ассенизаторов, появились аксессуары – мусорные ведра, мешки, веники и совки, появилась техника – мусоровозы, погрузчики, заводы по переработке мусора. Развивался бизнес, который на всем этом делал деньги, и законы, которые процесс упорядочивали. Но, откровенно говоря, мусора, вопреки всей этой заботе, меньше не становилось. И если древние египтяне прославились возведением гигантских храмов и пирамид, то наша цивилизация войдет в историю самыми большими свалками. Залежи свалки Нью-Йорка достигают 70 метров в высоту, что пониже пирамиды Хеопса (146 м), зато площадь превосходит неизмеримо — 1200 га против 5.4 га.


В этот день город покрылся первым слоем мусора толщиной в 10 см. Дворники толпились на площадях и перекрёстках и пытались сосчитать, кто на пальцах, кто на калькуляторах, позаимствованных у отпрысков-школьников, чем новая система выгоднее старой. Но на 50 лет пальцев не хватало, а калькулятор зашкаливал.

Ванька Зазнобин – главный городской смутьян и заводила – подбивал дружков поймать «недо-мэр-ка», надавать метлой по шее и заставить самого сводить дебет с кредитом.

Надо отдать должное новому мэру, он не испугался ответственности и вышел к народу, сказав:

— Посчитать? Проще пареной репы!

После чего, тряхнув стариной, бывалый австрало-и-океано-вед лично сделал два действия в уме, два на калькуляторе, ошибся четыре раза и заявил:

— Всем нам надо учиться рыночной экономике!

И призвал присутствующих поступать в финансовый институт, филиал которого на платной основе открывает в Ямогорске его тёща.

Дворники дружно поступили на экономический. Но когда от полуметрового слоя мусора перестали открываться двери подъездов, население стало выражать недовольство и даже собралось у памятника какому-то ученому с кепкой в кулаке, чтобы сместить «папуасника», как окрестил главу (между прочим, кандидата австралогических наук) неугомонный Ванька Зазнобин.

Бредислав Обанасьев не испугался и этого, заявив:

— Это трудности переходного периода! Надо, господа, потерпеть. Скоро приедут эксперты ЕС и помогут консультациями.

Автобус с экспертами завяз на подъездах к городу, но, издали оценив ситуацию, матерые консультанты посоветовали:

— Нада… э-э… приватизировать вся улица жители прилегших дома и сотворить… э-э… Товарищества собственников тротуаров. Это стимулировать чистота и порядок, да.


Пока хозяйство имело дело с естественными материалами, процесс утилизации мусора происходил сам собой, хотя и сопровождался неприятным запахом, но в местах с небольшой плотностью населения это не становилось проблемой, а наоборот – все шло на удобрение. Другая эпоха наступила, когда мусор перестал быть органическим. Изобретатель динамита Альфред Нобель, не зная куда девать огромные горы отходов своего производства, просто перемолол их и распродал, назвав «минеральными удобрениями». Со временем отходы становились все более опасными и токсичными, потребовались особые производства по их разложению. То, что переработать не удается (радиоактивные отходы), как и прежде… вывозят подальше — в другие страны.


Автобус с экспертами, поднатужившись, вырвался из ямы и укатил, а дворники, откашлявшись от дыма, пошли организовывать упомянутые товарищества, но смогли охватить только жителей от второго этажа и выше, с остальными пробовали перестукиваться через пол, но их ответ было трудно считать не положительным, но и цензурным.

Ванька Зазнобин организовал партизанский отряд, но разбрасываемые прокламации лишь увеличивали гору мусора, а, выйдя на операцию, партизаны просто канули в болоте пластмассовых стаканчиков и картонных коробок, скрывшись в них с головой. Ванька еле успел схватить за руку свою молоденькую разведчицу, спортсменку и комсомолку Варю Нарлей, только они двое остались от всего отряда.

Бредислав Обанасьев, переходя на работу регионального уровня значимости и передавая полномочия своему преемнику, подвел итог своей плодотворной деятельности и посоветовал:

— Раз уж так сложилось исторически, что наш город стал одной большой свалкой, надо делать из этого прибыль, принимать мусор соседних городов. А на вырученные деньги мы, наконец, сможем выкупить метлы для дворников.

Бредислав уехал, а город за одну ночь, названную впоследствии «Ночью тысячи мусоровозов», захлестнула волна мусора из ближайшего мегаполиса. Судьба Помпеи, заваленной пеплом Везувия, более трагична, но не более печальна, чем участь Ямогорска. Больше о городе никто не слышал.


Спасательная операция набирала обороты. Весь мир содрогнулся от ужаса и принял участие в судьбе жителей Ямогорска. Европа выслала вагон просроченных сосисок, Белоруссия — самую мелкую картошку, чтобы пролезала в трубу, США выразили соболезнование, школьники Польши открыли Фонд помощи пострадавшим ямогорцам, а неизвестный хакер перевел в этот фонд миллиард долларов из бюджета Пентагона.

Узнав о размерах помощи, ямогорцы заказали приточную вентиляцию, спутниковое телевидение, попросили расширить колбасопровод, сделать напорную (вверх же!) канализацию.

Я подбадривал их:

— Скоро мы до вас доберемся, выйдете на волю!

— Да, собственно, нам и здесь хорошо, — был ответ снизу.

— Вы отказываетесь от помощи? – удивился я.

— Сам посуди. Пока мы в зоне бедствия, налоги нам платить не надо, надрываться-работать тоже незачем, в армию молодежь не призывают. Оно, конечно, здесь не курорт, и девки в противогазах не такие красивые, но мы уж привыкли.

— Зазнобин с вами? – спросил я, надеясь воздействовать через авторитет городского заводилы.

— Нет. Ушел Зазнобин.

— Как ушел?

— Год читал книги. Потом стал звать нас копать тоннель.

— А вы?

— А мы нашли ящик коньяка из стратегических запасов. А он с Варькой своей рыл – может, ушел, а может, завалило их. Неизвестно.

— Тогда мы сворачиваем работу. Телефон у вас есть. Если что, звоните 01.

— Слышь, пока не ушел, ещё один шланг брось – с пивом. За наш счёт…

— Ребята, — предпринял я последнюю попытку, — но ведь даже миллиард когда-то кончится!

— А нам предложение поступило контейнеры с плутонием в горе захоранивать. Хорошо платят.

— Да ну вас! – я махнул рукой и стал спускаться.

Спасатели уже погрузили оборудование, отряд с заведенными моторами ждал только меня. Я издали махнул рукой: «Поехали!»

Вот, в общем, и вся история. А последствия её были такие.

Вчера показывали по телевизору. Обнаружив урон имиджу Держаны, собрал Президент всех мэров городов больших и малых и поставил в известность:

— Если ещё хоть в одном городе пыль и грязь замечу, убирать сами будете.

Из под правой руки Президента вынырнул консультант:

— Поняли?

И раздал всем именные метлы — разумеется, сертифицированные. И был этим консультантом – ну, вы сами видели — Бредислав Обанасьев, теперь уже доктор околологических наук, президент Академии мусороведения и помойкоустройства.


Ученые задаются вопросом: а если бы на Земле существовала цивилизация, не оставляющая после себя мусора, как её называют – биологическая цивилизация — как бы мы могли её обнаружить? И отвечают — никак! Только по легендам и мифам. Может быть, поэтому история Руси нам менее известна, чем история Рима? Древний город-храм Аркаим (на Южном Урале) оставлен жителями 4 тыс. лет назад в полном порядке – без единого брошенного черепка или колеса от телеги. Более того, ни на территории города, ни в его ближайших окрестностях не обнаружены ни помойки, ни места для их расположения. Как они жили? Куда ушли? Трудно что-то узнать о тех, кто не оставляет следов.


А Ванька Зазнобин с Варварой-красой двигался все это время на северо-восток. Вышел он на опушку соснового леса, достал топор из-за пояса и воткнул в старый пень. Осмотрел красоту таежную и сказал:

— Теперь, Варвара, начинаются у нас с тобой четыре национальных проекта. Первый – демография. Будем детишек рожать, чтоб веселей жить было. Второй – доступное и комфортное жилье.

— У нас будет дом! – обрадовалась Варя.

— И печь, и полати, и кот будет смотреть на огонь и мурлыкать.

– А что мы будем есть?

— А на это есть третий национальный проект – АПК. Сад-огород сажать будем. Малину, смородину. Огурцы. Картошку. Грибы собирать, рыбу ловить. Как говорил мой дед: «Возле леса жить – с голоду не пропасть».

— А четвертый проект?

— Образование. Сколько же нашим детишкам знать надо, чтобы с миром в ладу жить. Почему солнце восходит, как зерно растет, где рыба водится, и кто воду мутит. Всему научим.

— Языки.

— Точно. Язык птиц и зверей. Язык трав и деревьев. Язык дружбы и сотрудничества. Чтоб нельзя на нем было сказать «конкуренция», а можно «взаимопомощь». Чтобы не было слова «жадность», а были «достаток» «гостеприимство».

— Здорово. А как же здравоохранение?

— Такого проекта у нас не будет. Если нет мусора вокруг и мусора в голове – отчего же болеть-то? А вот оборону развивать будем. Если увижу этого «папуасника»…

Откуда, — спросите вы, — мне все это известно? У спасателей своя разведка. Был я у него осенью, ночевал в его домишке, нянчился с первенцем. Красотой любовался. Да так и остался. Семью выписал. А где это место, я уж вам не скажу. Вы же знаете – там хорошо, где… в общем, нет кое-кого .


И хочу пару слов сказать о символизме произошедшего в столице Шри Ланки. Но начну с “Титаника”. Известно, что за 14 лет до гибели «Титаника» никому тогда еще не известный американский писатель Морган Робертсон написал роман «Тщетность» — http://titanic-photographs.ru/materials/13/ . В книге описывается крушение огромного лайнера под названием «Титан». Совпадения пророческого романа с грянувшей реальностью сделало автора знаменитым несмотря на художественную слабость романа.

Что же это было? Когда человечество вследствие невежества и нравственной порочности движется к катастрофе, Вседержитель посылает ему серию предупреждений, которые должны помочь людям одуматься. Так, роман Робертсона предупреждал о катастрофе корабля, но и сама катастрофа корабля была предупреждением о технократической гордыне человечества, которая не соответствует его нравственному развитию. То, что и этому предупреждению не вняли привело к Первой мировой войне, а впоследствии к ситуации, когда энергетическая вооруженность человечества стала опасностью не только для него, а для существования планеты как таковой.

Нечто похожее можно сказать и о событиях в Коломбо, столице Шри Ланки. Когда-то мой рассказ был пусть и философской, но юмореской. Сегодня – это практически сбывшееся пророчество. Знаки судьбы образуют вполне различимую линию предупреждения человечеству. Если мы не одумаемся, если не преодолеем того “мусора в голове”, который предъявлен в рассказе, то лавина разнородного мусора захлестнет человечество с головой.

Что же это за мусор в голове? В рассказе на первом плане – либерально-рыночная идеология, представленная лично успешным  горе-реформатором Бредиславом Обанасьевым. Но есть и второй план – животный тип строя психики уцелевших жителей Ямогорска, который ставит интересы пить, жрать и ничего не делать выше всего, даже человеческого достоинства.

Альтернативная концепция развития представлена эволюцией сознания Ваньки Зазнобина – от самостоятельно-протестного к самостоятельно- созидательному, вообще говоря – концептуально-властному. Его проект – не просто выражение экотехнологической цивилизации, но важно и то, что он к нему пришел самостоятельно, на основе собственного понимания происходящего, и даже преодолев различные внешние и внутренние препятствия. Образ будущего рождается внутри при осмыслении складывающихся обстоятельств с позиции совести.

Автор: skazmir

Физик, бард, сказочник, журналист, автор художественных и документальных книг, сценариев

Оставьте комментарий